Из всех споров о защите прав потребителя, споры, связанные с обнаруженными недостатками автомобилей, являются, пожалуй, самыми распространенными и трудными.

Закон гласит, в случае невыполнения продавцом требований покупателя об устранении неисправностей автомобиля в срок, не превышающий 45 дней, покупатель вправе по своему выбору предъявить продавцу требования, предусмотренные законом, в том числе вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за автомобиль суммы. 

В своей практике нам приходилось сталкиваться с неоднозначными ситуациями, связанными с возвратом некачественных автомобилей продавцу, порождавшими бурную дискуссию в суде первой инстанции.

Всем известно, что при нарушении продавцом срока устранения недостатков товара, покупатель имеет право потребовать возврата автомобиля и причитающихся в связи с этим компенсаций. В данном случае возникает вопрос, должен ли автомобиль при этом быть принят в ремонт?

Позиции практики судов различных регионов нашей необъятной страны существенно разделились. В частности суд г. Волгоград высказал позицию, что до тех пор, пока автомобиль не будет принят в ремонт, 45-ти дневный срок просто не начинает течь.

Можно постараться определить некоторые критерии, позволяющие уточнить, что именно представляет собой пресловутый «срок устранения недостатка»:

- автомобиль должен находиться в ремонте, что будет подтверждаться открытым заказ-нарядом, соглашением сторон о производстве ремонта и его сроках;

- покупатель фактически не осуществляет эксплуатацию автомобиля в течение времени ремонта;

- недостаток должен быть подтвержден дилером и признан гарантийным случаем;

- задержка ремонта происходит «не по вине продавца».

 

Решение суда по делу №2-890/2012 г. Волгоград

С такой позицией согласны и суды Республики Мордовия.

Однако у Верховного суда РФ иная позиция на этот счет.

Направляя вышеупомянутое дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, коллегия по гражданским делам ВС РФ отмечает важные моменты.

«В качестве основания для возврата автомобиля Закон РФ «О защите прав потребителей» указывает нарушение срока устранения недостатков, а не сроков непосредственного производства ремонтных работ.» - позиция ВС РФ по данному спору понятна и красноречива. В этой связи не имеет никакого значения, приступил ли вообще дилер к ремонту. Законом установлено, что наличие или отсутствие гарантийного случая определяет продавец, при необходимости привлекая при этом мнение квалифицированной экспертизы, таким образом, дилер обязан проверить наличие либо отсутствие неисправности и дать об этом свое заключение: отказ в гарантийном ремонте. Так что либо принимайте, либо отказывайте, третьего к счастью не дано, определил высокий суд. Не оправдывает продавца также и тот факт, что устранение недостатка затянулось ввиду объективных, не зависящих от него причин.

Такое мнение высшей инстанции представляется нам наиболее справедливым. Действительно, нередки случаи, когда продавец всевозможными способами избегает ответственности, пользуясь незнанием граждан и просто не берет авто в ремонт. Причины для этого находятся различные: отсутствие запчастей, деталей, материалов, оборудования, площадки, цеха, мастера, в конце концов. В итоге покупатель вынужден ждать или, в лучшем случае, гнать автомобиль к другому дилеру, вполне возможно и в другой город, истрачивая при этом время и финансы.

Вместо этого покупателю стоит незамедлительно зафиксировать факт обращения к продавцу с соответствующим требованием о ремонте, направить письменную претензию с указанием всех выявленных неисправностей, заявив о готовности в любое время прибыть на станцию для ремонта.

Этот факт будет задокументированным подтверждением обращения с неисправностью и даст начало 45-ти дневному сроку для ее устранения. Если впоследствии в суде наличие указанных недостатков будет подтверждено соответствующей экспертизой, покупатель имеет право на возврат денежной стоимости автомобиля либо его замену на аналогичный новый.

Однако, как уже говорилось выше, позиции судов не столь однозначны. В том случае, если суд сочтет избранный способ зашиты нарушенного права неверным, он имеет все основания отказать покупателю в иске. Долгое обжалование решения в вышестоящих судах, затраты времени, денег и сил впоследствии помогут добиться истины. В ином случае, целесообразнее предъявить иск об устранении недостатков товара с выплатой всех причитающихся компенсаций. При этом если указанные недостатки проявятся вновь, либо срок ремонта, установленный соглашением сторон, будет нарушен, можно смело требовать возврата денег за автомобиль.

 

20.03.2017 / Количество просмотров: 118