Каждый день мы сталкивается с покупками. Будь то продукты на ужин, новая одежда, современный телефон, или же машина, а то и квартира.

Наверняка у многих был опыт покупки некачественного товара. Обида и разочарование это не все, что может постичь нас после приобретения плохого товара, а также некачественно сделанной работы или оказанной услуги.

К сожалению, не у всех есть юридическое образование, а также опыт в деле по возврату продавцу некачественного товара. В связи с чем и пришла идея написания статьи-алгоритма, для потребителя, где бы шаг за шагом вся процедура была изложена в простом и наглядном виде. Итак, начнем.

Что же вообще закон понимает под некачественным товаром? 

Исходя из положений Закона «О защите прав потребителей» (далее – закон) недостаток товара это его несоответствие обязательным требованиям к нему предъявляемым.

существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

Словарь Ожегова толкует недостаток как изъян, несовершенство, неправильность в ком-чём-н.

Таким образом, исходя из буквального толкования недостаток товара, это любой дефект, о котором, во – первых, покупатель не предупрежден, а во-вторых, который делает товар несоответствующим требованию к качеству товара, причем сам вид несоответствия значения не имеет.

Закон наделяет потребителя правом выбора требований к продавцу при покупке товара ненадлежащего качества.

В статье 18 закона содержатся следующие виды требований:

- замена товара, либо на такой же, только качественный, либо на товар другой  фирмы или марки. При этом цена товара соответственно пересчитывается;

- уменьшение цены товара;

- бесплатное устранение недостатков, либо оплата устранения этих недостатков самим покупателем или другим лицом;

 - расторжение договора и возврата денег за некачественный товар.

 

Соответственно первым шагом, будет выбор требования, которое вы желаете предъявить продавцу.

В данном случае все зависит от ситуации и пожеланий покупателя.

Шаг Второй. Немаловажный вопрос, который необходимо прояснить до подачи претензии, это срок, в течение которого, вы имеете право на обращение с претензией.

В соответствии с п.6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец отвечает за недостатки товара если они выявлены в течение гарантийного срока. По общему правилу этот срок составляет 2 года с момента покупки.

После определения в каком направлении будет реализовываться право потребителя на приобретение качественного товара, следует написание претензионного требования. Это будет нашим третьим шагом.

Конечно, можно заявить свои требования в устном порядке, однако это, уверяем, будет пустой тратой вашего времени.

Претензия должна содержать наименование продавца, его адрес, от лица кого подается требование, контактный телефон, почтовый адрес, электронная почта (желательно указывать максимум способов для связи).

В тексте претензии описываются фактические обстоятельства дела. Когда, где, какой именно товар приобретен. Описание недостатка товара, который выявился после продажи, и не был оговорен продавцом заранее. Ваше требование, т.е. какой результат вы хотите получить, в конечном итоге, а также установленные законом денежные выплаты (пени, возмещение ущерба и пр.)

Обязательно подписать претензию и поставить дату ее составления.

Претензию необходимо распечатать в двух экземплярах, один из которых передается продавцу, а на втором, продавец, либо его представитель ставить отметку в получении документа. Отметка может выглядеть следующим образом:

Иванов И.И. – продавец-консультант, 30.08.2016 г., личная подпись работника.

Если же продавец либо его представитель отказываются принимать претензию нарочно, необходимо направить ее по юридическому, а также фактическому адресам продавца заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, для подтверждения факта направления претензии.

В законе установлены следующие сроки для реагирования на претензию и удовлетворения требований в ней содержащихся:

7 дней при предъявлении требований о замене товара ненадлежащего качества, а если в продаже на день обращения с претензией такого товара нет, срок продлевается до одного месяца.

10 дней при предъявлении требований о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Не всегда продавец соглашается с тем, что недостаток товара возник вследствие продажи некачественной вещи, а не в результате неправильного использования товара потребителем.

В таких случаях продавец имеет право назначить экспертизу товара (которая должна быть проведена за счет его средств, если гарантийный срок на товар не истек). Покупатель имеет право, и мы советуем обязательно присутствовать на проведении данной экспертизы, для возможности постановки перед экспертом своих вопросов.

После того, как все процедуры соблюдены, сроки истекли, экспертиза проведена продавец обязан отреагировать на претензию потребителя. Соответственно, если требования потребителя исполнены, продавец выполнил свою обязанность по удовлетворению законного требования покупателя, остается лишь поздравить себя с этой маленькой, но все же значимой победой.

Если же продавец не такой порядочный, как нам хотелось бы думать придется разрешать данный спор уже в судебном порядке.

В судебном рассмотрении дела есть несколько плюсов для потребителя, как то отсутствие государственной пошлины, а также возможность взыскания штрафа в размере 50% от суммы иска.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что во-первых необходимо сформулировать для себя, что именно мы хотим от продавца, на основании чего подаем письменное требование об удовлетворении законных требований, и после получения ответа либо получаем желаемое в досудебном порядке, либо обращаемся в суд.

Желаем вам добропорядочных продавцов, а самое главное - качественных товаров!

Чавкина Ольга Олеговна

21.10.2016 / Количество просмотров: 263